Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Городская детская поликлиника»

Республика Ингушетия, г.Назрань

Решаем вместе
Не смогли записаться к врачу?

Профилактика курения среди детей и подростков

 

Сегодня на земле курят 1,1 млрд человек,среди которых — 42 млн россиян. С каждым десятилетием возраст начала куренияснижается. По распространенности потребления табака среди подростков нашастрана занимает первое место в мире. В Москве, например, курят половинамальчиков и 41% девочек, что в 1,5-2 раза превышает европейские показатели. Вподростковый период, который отличается интенсивным физическим развитием,повышена чувствительность организма к токсическим продуктам табачного дыма.

На фоне школьных факторов риска (большиеучебные нагрузки, нарушения режима труда, отдыха, питания и др.) курениепровоцирует заболевания, ранее не свойственные этому возрасту. Прежде всего этоотклонения в работе сердечно-сосудистой системы: функциональные расстройства,артериальная гипертензия, гипотония.

Вот почему столь необходимапрофилактическая работа среди учеников средних и старших классов. Цельпрофилактических программ для школьников — предотвратить курение или отодвинутьприобщение к табаку на более позднее время, а также способствовать снижениюколичества потребления сигарет до полного отказа от них.

 

Формирование поведения состоит из рядаэтапов:

 

— информированность (уровень знаний)

— мотивация (установки, убеждения)

— готовность

— навыки (привычки)

— поведение.

Задача педагога в том, чтобы развенчатьмифы о курении как стимуляторе физиологических систем организма, раскрытьмеханизмы отрицательного действия табачного дыма на разные стороныжизнедеятельности человека.

При работе с подростками важно учитыватьследующие моменты:

 

1. Высказывание «Курение опасно дляздоровья» нерезультативно, т.к. ребята повсюду видят людей с сигаретой (дома,на улице, в общественных местах), т.е. имеется противоречие между словами иповедением взрослых, которые сами подают детям негативный пример.Следовательно, надо акцентировать внимание на положительных примерах.

2. Для многих школьников тема «Курение» непредставляет интереса. Для одних — потому что они не курят, а для других — курящих — из-за уже сложившегося отношения к курению, которое в данный моментнепоколебимо.

3. Разубедить подростков в неправильностиих представлений можно лишь приводя научные факты, случаи из жизни,литературные и исторические сведения.

4. Неэффективно говорить о вреде курениябез предложения альтернативы.

Профилактика курения строится на следующихпринципах:

1. Дифференцированный подход. Для каждойгруппы (средние и старшие классы, педагоги, родители) существует своя спецификаобучения. Доза информации должна соответствовать зрелости нервно-психическихпроцессов у детей, тому, насколько они готовы к ее восприятию.

2. Подобный подход должен быть и внутривозрастных групп, т.к. причины, провоцирующие курение, могут быть разными. Этозаниженная самооценка, которая не позволяет ребенку чувствовать себя комфортносреди сверстников (23%); низкий интеллектуальный уровень (26,9%);ограниченность и отсутствие интереса к учебе (65,4%); семейные проблемы(конфликты в семье — 61,5%, неполная семья — 15,4%, необеспеченность — 3,8%);наличие свободных денег — 30,8%; курение родителей — 73,1%.

3. Дети, которые начинают курить по первымдвум из указанных причин, относятся к категории повышенного риска. В работе стакими учащимися важно партнерство учителей, психологов, медиков.

4. Психолого-педагогическая диагностикапомогает адекватно построить воспитательную работу в классе.

5. Принцип противопоставления. Вподростковой аудитории курение нужно рассматривать с позиции его отрицательноговлияния на здоровье (что человек теряет) и выбора альтернативного поведения — ЗОЖ (что приобретает при отсутствии курения).

6. Принцип модульного обучения.Использование комплекса средств, включающих наряду с общепедагогическимиметодами обучения нестандартные формы предъявления информации.

Запрет рекламы табака

 

Подростки особенно восприимчивы ко всемуновому, поэтому реклама товаров и услуг, приобщающих к вредным привычкам, наеще не сформированное мировоззрение может оказать решающее влияние. Нагосударственном уровне организован ряд мер, направленных против курения. Так в2013 году был наложен полный запрет на рекламу табака в нашей стране. Всемирнаяорганизация здравоохранения еще в 2008 году призывала правительства всех странзапретить рекламу табачных изделий. В Канаде, например, где запрет действуетуже довольно долго, за 40-летний период число курильщиков достигло рекорднонизкого значения. В России также был принят Федеральный закон «О продажетабачных изделий», которым определены места продажи изделий из табака и ихудаленность от школ и иных учебных заведений, продажа сигарет лицам, недостигшим совершеннолетнего возраста. Другое дело, что выполнение этих законовне очень хорошо пока контролируется. Очень хочется верить, что Россия внедалеком будущем составит конкуренцию ведущим мировым странам в борьбе стабакокурением.

Внутришкольные мероприятия

 

Профилактика курения в школе играет особуюроль. Здесь молодое поколение проводит огромный отрезок времени, плюс ко всемусверстники часто общаются друг с другом и после школьных занятий. Администрациишкол проводят ряд мероприятий, направленных на избавления от вредныхзависимостей своих учащихся. Тематическое планирование включает изучениепроблем алкоголизма, наркомании и курения на уроках биологии, ОБЖ. Могутприглашаться для беседы с несовершеннолетними инспекторы ОВД, врачи. Часто вшколах вывешиваются тематические стенгазеты, разрабатываются уголки о вредеприобретенных привычек. Некоторые школы с целью выявления порога проблемыпроводят анкетирование среди учеников, таким образом можно выяснить, насколькодети осведомлены о вреде табакокурения, понять их отношение к ведению здоровогообраза жизни. В противовес нездоровым привычкам организуются Дни здоровья,спортивные соревнования. Школьники приобщаются к досуговой деятельности:участвуют в различных секциях и кружках. Профилактика курения у подростковдолжна включать изучение школой неблагоприятных семей с точки зренияупотребления алкоголя, наркотиков и никотина. Руководство школы может проводитьбеседы с родителями, и в случае усугубления ситуации обращаться всоответствующие органы.

Приобщение к здоровому образу жизни

 

Вредными привычками чаще всего обзаводятсядети и подростки, не имеющие увлечений и не приобщенные к ведению здоровогообраза жизни. Во многом стереотипы поведения родителей перенимаются детьми, иесли в семье не культивируется здоровое питание, занятия физкультурой иликакими-либо видами спорта, риск у подростка занять себя чем-то другим, не оченьполезным, очень велик. Воспитание здорового образа жизни у ребенка родителидолжны начинать, воспитывая себя. К сожалению не все это осознают и пытаютсяругать детей за приобретенные вредные привычки, за нежелание заниматьсяспортом, при этом забывая о том, что сами выкуривают несколько пачек сигарет вдень и потихоньку обрастают жиром, проводя вечера, лежа на диване передтелевизором. Вероятность приобретения вредных привычек у подростков, гдеродители ведут активный здоровый образ жизни, невелика. Очень важно, чтобы уребенка появился в детском возрасте интерес к какому-либо спорту, будь топлавание или карате, главное — чтобы загорелся огонек в глазах, увеличилосьжелание посещать секцию, и мысли о дурных привычках переместятся далеко назадний план.

Разбор причин курения и поиск выхода изсложившейся ситуации — это тот самый ключ, поворот которого может изменитьбудущую жизнь школьника. Способствовать раскрепощению ребят, тому, чтобы онистали более уверенными, а не искали разрядку в сомнительных компаниях,сигаретах, алкоголе или наркотиках, может творческая работа. Возможно,недостаток воспитания в семье спровоцировал закомплексованность, из-за которойподростки не могут раскрыть свои природные свойства, и единственным способомсамоутверждения оказываются курение и приобщение к группе с аддиктивнымповедением.

 

Результативное  профилактическоемероприятие, которое предотвращает возвращение к пагубной зависимости –денежная мотивация. Человеку рекомендуется сделать расчет того, сколько онтратит в неделю на сигареты. Исходя из этого, также следует рассчитать расходна табачные изделия на месяц и на год. Обычно получается внушительная сумма.Подростку можно предложить не возвращаться к пагубной зависимости, аоткладывать сэкономленные деньги на что-нибудь интересное – новый велосипед,поездка с друзьями на отдых. Как правило, конкретная цельвдохновляет  , заставляя его забыть о курении.

Еще одно профилактическое мероприятие попредотвращению возникновения вредной зависимости – не посещать места, где людимассово курят. Речь идет, прежде всего, о летних кафе, где курение может бытьразрешено. Наглядный пример может подтолкнуть ребенка  к пагубнойзависимости.

 Профилактика табакокурения средиподростков должна проводиться дома, в школе, в институте, в секциях и кружках.Только совместные усилия смогут предотвратить возникновение данной вреднойзависимости у ребенка.