Задержка речевого развития у ребенка - причины и симптомы
С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит стремительными темпами.
Развитие речи у ребенка – это процесс индивидуальный, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития (ЗРР).
Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.
Причины задержки речевого развития у детей
Нарушение речевого развития у детей часто связана с патологиями, возникшими во время беременности или родов.
Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:
— травмы матери во время беременности;
— вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
— внутриутробная гипоксия;
— состояние стресса у матери;
— наличие у матери инфекционных заболеваний;
— прием матерью некоторых видов лекарств.
Но наиболее опасным осложнением во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к клеткам головного мозга.
Также большое значение в формировании задержки речевого развития имеют:
*Наследственность — если у одного или обеих родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.
*Обстановка в семье — для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью, часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении или гиперопека.
*Заболевания с поражением зон речи в головном мозге или среднем и внутреннем ухе — менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.
Поэтому родителям нужно знать симптомы, которые свидетельствуют о нарушении слуха:
*1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
*2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
*3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
*4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
*5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
*6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
*7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
*8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
*9 месяцев – не откликается на свое имя:
*10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
*12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.
В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:
— Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
— Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
— Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.
Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:
— Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
— Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
— Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
— Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
— Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
-Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.
Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.
Диагностика и коррекция
При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят сначала проверку остроты слуха.
Далее определяют:
— Обследование понимания речи.
— Обследование мелкой и крупной моторики.
— Обследование органов артикуляции — осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий.
— Исследование словарного запаса.
— Обследование грамматического строя речи.
— Обследование фразовой речи.
— Обследование слоговой структуры слова.
Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.
Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.
Кроме того, необходимо:
*работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом);
*арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия;
*взаимодействие с домашними животными.
Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.