Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Городская детская поликлиника»

Республика Ингушетия, г.Назрань

Решаем вместе
Не смогли записаться к врачу?

Задержка речевого развития у ребенка - причины и симптомы

С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит стремительными темпами.

Развитие речи у ребенка – это процесс индивидуальный, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития (ЗРР).

Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.

Причины задержки речевого развития у детей

Нарушение речевого развития у детей часто связана с патологиями, возникшими во время беременности или родов.

Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:

— травмы матери во время беременности;

— вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;

— внутриутробная гипоксия;

— состояние стресса у матери;

— наличие у матери инфекционных заболеваний;

— прием матерью некоторых видов лекарств.

Но наиболее опасным осложнением во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к клеткам головного мозга.

Также большое значение в формировании задержки речевого развития имеют:

*Наследственность — если у одного или обеих родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.

*Обстановка в семье — для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью, часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении или гиперопека.

*Заболевания с поражением зон речи в головном мозге или среднем и внутреннем ухе — менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.

Поэтому родителям нужно знать симптомы, которые свидетельствуют о нарушении слуха:

*1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;

*2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);

*3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;

*4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;

*5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;

*6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;

*7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;

*8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;

*9 месяцев – не откликается на свое имя:

*10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;

*12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

— Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).

— Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.

— Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

— Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.

— Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).

— Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.

— Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.

— Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).

-Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.

Диагностика и коррекция

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят сначала проверку остроты слуха.

Далее определяют:

— Обследование понимания речи.

— Обследование мелкой и крупной моторики.

— Обследование органов артикуляции — осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий.

— Исследование словарного запаса.

— Обследование грамматического строя речи.

— Обследование фразовой речи.

— Обследование слоговой структуры слова.

Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.

Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.

Кроме того, необходимо:

*работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом);

*арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия;

*взаимодействие с домашними животными.

Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.

Задержка речевого развития у ребенка - причины и симптомы 0